Работа в офисе не относится ни к вредной, ни к опасной. Условия труда тут достаточно комфортны, а рабочие места зачастую оснащены в соответствии с новейшими достижениями техники. Однако офис считается одним из самых напряженных мест, с которыми доводится сталкиваться работающему человеку. Персонал вынужден мириться с постоянными дедлайнами, строгими офисными правилами и внезапными капризами коллег. Вдобавок некоторые сотрудники сомневаются в себе и панически боятся неудач. Неудивительно, что стресс на работе считается основной причиной возникновения болезней сердечнососудистой системы и других серьезных заболеваний, к примеру, диабета.
Охрана труда работников офиса достаточно специфичная сфера. Казалось бы, работники сидят в помещении, что здесь охранять? Здесь нет двигающихся механизмов, пневмоинструмента. Только бумажки и документы. Однако и здесь каждый день должна соблюдаться охрана труда при работе на компьютере, на принтере или факсе, требования пожарной и электробезопасности. Существует и еще одна очень важная составляющая труда офисных работников – психологическая.
Психологические риски, вызываемые повышенными требованиями к эффективности труда и рабочему времени, способствуют формированию достаточно агрессивной рабочей среды, оказывающей серьезное воздействие на психическое здоровье и благополучие. Термин «стресс» сегодня может означать все, что угодно – от болезненного ощущения по утрам до беспокойства, ведущего к депрессии.
Технический прогресс, всепроникающий интернет и стремительно развивающиеся технологии вызывают множество изменений в производственных (трудовых) процессах, где стирается грань между трудовой жизнью и частной, обеспечивается оперативная связь с работодателем. В условиях, когда темп работы задается потребностью постоянно оставаться на связи и высоким уровнем работоспособности, граница между работой и частной жизнью становится все более неопределенной.
И все же как противостоять психологическим рискам офисному работнику?
О значимости интерьера
Темный офис не способствует поддержанию хорошего настроения. Аналогичное воздействие оказывает резкое верхнее освещение и однотипные, лишенные своеобразия кабинеты со строгой мебелью, голые стены хорошо отражают звуки, а шумовое загрязнение – значительный фактор стресса на рабочем месте.
- Изменяя освещение, температуру воздуха и уровень шума, вы сможете управлять настроением сотрудников. Можно просто расставить в офисе живые растения, которые очистят воздух и сделают офис похожим на уютный дом.
Беспорядок в офисе может также влиять на настроение и производительность труда.
- Поддерживайте в порядке свои рабочие столы. Позаботьтесь о чистоте и приятном запахе в помещениях – немного ароматерапии вам не повредит.
Светлая идея
Многие сотрудники в страхе перед дедлайном могут невольно пропустить обед или даже отложить посещение уборной, чтобы выполнить все вовремя. Разумеется, это повышает производительность их труда, однако в действительности подобное поведение способствует скорейшему профессиональному выгоранию и ухудшению состояния здоровья сотрудников.
- Используйте время обеда по назначению, совершайте пешие прогулки на свежем воздухе.
Улыбайтесь!
Неблагоприятная атмосфера в коллективе является одним из важнейших факторов эмоционального выгорания. Простые действия: быть более открытым, чаще улыбаться, разговаривать об отвлеченных вещах, смеяться над шутками коллег или шутить самому -- помогут создать дружелюбную атмосферу и избежать конфликтов.
- Избегайте шуток о поведении коллег, их привычках и манере говорить. Такие реплики часто граничат с оскорблениями и могут создавать напряженные ситуации.
Не пренебрегайте мелочами
Не следует поощрять перфекционизм на рабочем месте. Сотрудники должны знать, что им позволено совершать ошибки, каким бы противоречивым ни казалось это высказывание. Когда персонал изо всех сил пытается соответствовать требованиям руководителя и держать заданный им темп, это приводит к быстрому эмоциональному выгоранию.
Принципы эффективного тайм-менеджмента
Сотрудники, которые не умеют правильно распределять свое время, не только постоянно нервничают сами, но и заставляют нервничать своих коллег, нарушая сроки сдачи документов, проектов.
- Создавайте простые списки дел, устанавливайте приоритет задач, делайте себе “напоминалки”, делитесь информацией с коллегами – так вы снизите уровень напряженности своей собственной и в коллективе в целом.
Минимизируйте издержки
Каждый, кто работает с компьютером, знает, насколько раздражительными бывают сбои, которые уничтожают плоды кропотливой работы и сильно снижают продуктивность труда. Однако этого легко избежать, организовав своевременное обслуживание офисных компьютеров, включая установку необходимых программ и антивирусов, настройку системы восстановления и резервного копирования данных. В таком случае Вы не будете испытывать затруднения при работе с компьютерами.
Обеспечьте достойный отпуск
Очень важно использовать предоставленные ежегодные отпуска с пользой. Сотрудники, которые регулярно отдыхают, гораздо здоровее коллег, предпочитающих работать без устали. Если кто-то уходит в отпуск и берет работу с собой, это не может считаться полноценным отдыхом. Недопустимо звонить отдыхающим по телефону или отправлять им электронные письма с поручениями. С развитием технологий становится все труднее заставить себя не думать о работе за пределами офиса, однако это жизненно необходимо для того, чтобы сохранять душевное равновесие.
Те сотрудники, которые во время отдыха не могут уехать из города, могут спланировать так называемый «домашний отпуск», то есть провести время с семьей или друзьями и как следует расслабиться, посетить культурные мероприятия или устроить пикник на свежем воздухе.
Веселитесь!
Не забывайте, что совместные развлечения могут сослужить Вам хорошую службу. Корпоративные вечеринки, спортивные состязания, участие в общественных делах – все это поможет справиться с ежедневной рутиной а также способствуют созданию дружественной и непринужденной атмосферы.
В каждом понедельнике должна быть порция пятничного веселья.